Парадоксально, однако факт. Я до 1 года жил в Саратове, а дальше до 12 лет жил в деревне. Практически. Деревней я называю поселок городского типа, расположенный на высоком волжском берегу, за 6 км от города в сторону северной его части.
В исторических документах оное поселение называли Поливна или Поливно. Такое название произошло якобы от того, что некогда эти земли принадлежали симбирским дворянам Поливановым. Я активно доказывал, что название посёлка звучит как «ПоливнО» и очень обижался, когда кто-то пытался спорить.
Поливно было замечательным местом. Я считаю, лучшим для того возраста, пока я там жил. Дальше попытаюсь рассказать, почему. Заранее прошу прощения за путанность мыслей. Воспоминаний у меня много. Стоит потянуть за ниточку, как клубок начинает разматываться, вытаскивая новые и новые картины прошлого...
читать дальшеДобраться до него можно было либо на автобусе, либо пешком. Автобус ходил по расписанию, с 1,5 часовым промежутком до обеда, 3-х часовым после обеда и до 20.00. Маршруток тогда и в помине не было. Альтернативой мог стать военный КАМАЗ, под завязку набитый десантниками или добрый поливинец на собственной машине. Зимой дорогу заметало. Если мне везло уехать в школу, то обратно, собрав команду из таких же школьников, мы шли пешком. Представьте картину: лютует буран, по заснеженной дороге посреди поля идут школьники с рюкзаками. Мы связывали себя веревками, чтобы никого не потерять — как альпинисты. Шли и придумывали разные истории о том, что мы — исследователи далёкой Антарктиды, что у нас сломалась рация и мы вынуждены брести до следующей станции, захватив с собой отчёты об исследованиях. Бродячие собаки превращались в полярных волков, небольшие сугробы казались затаившимися белыми медведями... 6 км пути пролетали незаметно, а дома ждал горячий обед. Весной и осенью идти было проще, но не так захватывающе. Никогда не забуду, как нас подбросил БТР, посадив на броню. Нужно было видеть наши гордые лица -.-
В Поливно был свой собственный спуск к Волге и дикий пляж. Сейчас там располагается водозабор, поэтому никого теоретически туда не пускают. Во времена моего детства это было наипопулярнейшее место отдыха. Небольшая бухточка, искусственно созданная с помощью бетонных буйков, была вполне пригодна для купания. Берег был песчаный, как и дно бухточки. Особо ретивые (типа меня) забирались на буйки и прыгали оттуда в воду. Существовало два пути попасть на пляж — по бетонированной дороге и через лес. Второй был менее популярен, так как поливенские комары отбивали всякую охоту купаться. Стоило зайти в лес, как они организованной бандой накидывались на всех, не щадя никого. А бетонка была хороша только на пути вниз. Потому что подниматься по ней после долгого и активного отдыха у воды, под палящем солнцем было практически невозможно. Поэтому туда шли дорогой, а обратно пробирались лесом. Частенько, после таких «заходов» я лежал весь красный и больной, обмазанный сметаной, в «темнушке», морщась от каждого громкого звука и проклиная ультрафиолет.
Стоит упомянуть о том, как обычно мы звали друг друга гулять. Телефонов в Поливно не было. Точнее, один всё-таки был — аварийный, на самый крайний случай. Поэтому, слыша под окнами «Выходи-и-и-и-и!» можно было быть уверенным, что там поджидает толпа друзей. Так делали не только дети. Можно было увидеть любого, вставшего под чьими-нибудь окнами и тянущего что-то по типу «Иваааааныч! Выходи-и-и-и-и-и!».
Лес... Настоящие дебри начинались от спуска к Волге и тянулись вдоль берега далеко за горизонт. Туда мы ходили или ездили на мотоцикле за ягодами, грибами и всякими травами. Не раз плутали. Особенно, с бабушкой. Один раз встретили лешего, который помог нам выбраться из леса. Я серьёзно. Дедушка был древний, в лаптях, с котомкой за спиной, но вот глаза у него были настолько яркие... Прямо весной веяло, как только посмотришь. И чуточку страшно становилось. Больше всего мне нравилось ходить за грибами. Правда, я был везуч на клещей. Из 10 раз, в 3 случаях я приносил это животное на себе, чем ввергал семью в панику. А паника в 2-х комнатной квартире, где проживает 6 человек, это стихийное бедствие.
Да, совсем забыл. Поливно состояло из военной части (комплекс, включающий в себя бараки для проживания, столовую, плацдарм, клуб, штаб, склады и проч., и проч.), огороженной стеной, 10 двухэтажек, одной пятиэтажки, частных домов и построенных позже двух шестиэтажек. Конечно же, я не считаю многочисленные сараи, гаражи, хозяйственные постройки, погреба, огороды, сады. Ещё удалённо был свинарник — ферма по выращиванию свиней, куда мы как-то раз случайно попали, катаясь на телеге с лошадью, электрическая подстанция, родник и водоканал, имеющий бронированную дверь с глазком.
Расквартированная военная часть десантников. А это — военная техника (танки, БТРы, самоходки и пр.), палатки, тренировочный полигон со стрельбами, да в конце-концов — сами десантники, изо всех концов страны. Слушать ночами, как бабахают на полигоне пушки или свистят снаряды было увлекательно. А сам полигон... Ах, эти салазки, управляемые дистанционно с пульта штаба. На них, по хорошему, крепились мишени для стрельб, но мы умудрялись на них кататься. Честно говоря, это было опасно, потому что такая тележка могла запросто отрезать конечность, но тогда нам было не важно. Верхом крутости было успеть заскочить на неё и соскочить так, чтобы тебя не увидел дежуривший рядом солдат, который мог треснуть так, что мало не покажется. Будучи бандой сорви-голов, мы даже пробирались в технику. На моём счету два танка и один БТР. Самое забавное, что когда мы, возбужденные и радостные, залезли в танк и начали осматриваться, люк сверху потемнел. По нашим ощущениям то был конец света, потому что в танк лез его водитель. Мы с визгами и писками рванули оттуда, сшибая всё на своём пути. Этот случай стал энциклопедичным. Как нам потом рассказали, ничего не подозревающий механик начал залезать в танк, как вдруг оттуда, словно горох стали выскакивать один за другим орущие дети. Очумевший мужик застыл в шоке, пока сослуживцы покатывались со смеху в сторонке.
Почти каждый уважающий себя поливинец имел своё хозяйство, включающее, как минимум огород и немного скотины. Причем, «огород» был для всякой мелочи типа зелени, огурцов, помидор, капусты, «сад» подразумевал под собой плодовые деревья и кустарники, а вот «поле»... Самое страшное слово лично для меня. «Поле» засаживалось картошкой. Которую нужно было сажать, потом окучивать, обрабатывать и собирать жука, а по осени — выкапывать, собирать, сушить и спускать в погреб.
Скотину тоже имел почти каждый. Лично наша семья держала корову, кур и свиней. Корову нужно было пасти и доить. Кур и свиней — кормить. Лично я ловил кайф от выпаса коровы. Утром её из сарая выгонял дедушка, а вот вечером нужно было пригнать её обратно. Я брал или прутик или хлыст (который отобрали через некоторое время -.-) и гнал несчастную бурёнку на крейсерской скорости. Доить корову я тоже умел, ибо... Правда, делал это не так часто, как бабушка. Корова меня недолюбливала, наровив лягнуть в лоб. Да и вымя я дергал слишком сильно. Потом нужно было процедить парное молоко, разлить его по банкам. Мы сами делали творог и масло. Последнее очень трудно взбивать. Делали мы это всей семьёй, по очереди. В результате получался комок желтого, слегка кисловатого, но очень вкусного масла и много пахты. Остаточный продукт от взбивания шёл у нас вместо кефира.
В конце июня-начале июля начинался сенокос. Сено заготавливалось для скотины. Традиционно этим делом занимались мужчины. С утра, пока ещё не высохла роса на траве, они брали косы, вилы, грабли и шли в поле. Потом сено сгружалось на телегу и отправлялось до сарая, где складывалось в огромный стог. Классно было забраться на самую его верхушку, закопаться в траву и лежать, глядя в небо. Или прыгать по нему, не боясь навернуться.
Люто боялся гусей. Вы видели, как гусак, идущий во главе стайки, завидев вас, вытягивает шею, растопыривает крылья и начинает громко шипеть? Поверьте, жутко. К тому же, щипаются они ого-го.
Частенько рвал траву и кормил кроликов, которые «не только ценный мех». Зверьки забавные, но жутко прожорливые. Млели от свежих одуванчиков. За них готовы были пальцы отгрызть.
Каюсь, но пугал куриц. Разными способами: от простого беганья за глупыми птицами до стреляния в них из стащенной у дедушки воздушки. После чего за мной бегал петух -.-
Мы лазали по крышам, чердакам и стенам, таскали клубнику и яблоки с чужих огородов, устраивали бои ящериц, ловили кузнечиков, полевых хомяков, мышей и куропаток.
Высшим блаженством было прокатиться на мотоцикле, когда ветер дует в лицо и ты попеременно подпрыгиваешь на кочках, сидя в люльке.
А вечером, когда темнело, мы шли в «тайные» места — разжигать костры, чтобы сделать картошку в золе, чай с дымком и пожарить на прутиках хлеб... Вкуснее еды просто не было.
Темнело, в окнах зажигался свет и по Поливно разносились крики родителей, зовущих своих детей домой...
Это лишь маленький фрагмент моего детства. Чтобы описать всё, потребуется очень много времени...
Много букв о детстве.
Парадоксально, однако факт. Я до 1 года жил в Саратове, а дальше до 12 лет жил в деревне. Практически. Деревней я называю поселок городского типа, расположенный на высоком волжском берегу, за 6 км от города в сторону северной его части.
В исторических документах оное поселение называли Поливна или Поливно. Такое название произошло якобы от того, что некогда эти земли принадлежали симбирским дворянам Поливановым. Я активно доказывал, что название посёлка звучит как «ПоливнО» и очень обижался, когда кто-то пытался спорить.
Поливно было замечательным местом. Я считаю, лучшим для того возраста, пока я там жил. Дальше попытаюсь рассказать, почему. Заранее прошу прощения за путанность мыслей. Воспоминаний у меня много. Стоит потянуть за ниточку, как клубок начинает разматываться, вытаскивая новые и новые картины прошлого...
читать дальше
В исторических документах оное поселение называли Поливна или Поливно. Такое название произошло якобы от того, что некогда эти земли принадлежали симбирским дворянам Поливановым. Я активно доказывал, что название посёлка звучит как «ПоливнО» и очень обижался, когда кто-то пытался спорить.
Поливно было замечательным местом. Я считаю, лучшим для того возраста, пока я там жил. Дальше попытаюсь рассказать, почему. Заранее прошу прощения за путанность мыслей. Воспоминаний у меня много. Стоит потянуть за ниточку, как клубок начинает разматываться, вытаскивая новые и новые картины прошлого...
читать дальше